Насосы буровые двухпоршневые УНБ-600 и НБ-600АШ
Буровые насосы УНБ-600 и НБ-600АШ (рисунок 1) по конструктивному исполнению горизонтальные, кривошипные, двухстороннего действия, технические характеристики приведены в таблице 1, а основные параметры – в таблице 2.
В расчете основных характеристик принято: коэффициент подачи – 1, к.п.д. – 0,85. Насосы буровые УНБ-600 и НБ-600АШ по основным параметрам соответствуют ГОСТ 6031 «Насосы буровые. Основные параметры».
Параметры | УНБ-600 | НБ-600АШ |
Мощность, кВт | 600 | |
Число поршней двухстороннего действия | 2 | |
Частота двойных ходов наибольшая в мин | 65 | |
Длина хода поршня, мм | 400 | |
Тип зубчатого зацепления кривошипно-ползунного механизма | косозубая | шеврон |
Угол наклона зуба, град | 9°22'00'' | 30 |
Конструкция клапанной коробки | L-образная двойного действия | |
Присоединительные размеры клапанной группы в клапанной коробке | №9 API Spec 7K | |
Давление жидкости на входе не менее, МПа (кгс/см2) | 0,1 (1) | |
Система подачи охлаждающей жидкости на штоки поршней |
Под давлением от вспомогательного центробежного насоса с электроприводом |
|
Давление охлаждающей жидкости не менее, МПа (кгс/см2) | 0,15 (1,5) | |
Система подачи масла в узлы трения механической части | 1. Самотечная из накопительных лотков |
1. Основная принудительная от шестеренного электронасоса |
2. Окунание в масляную ванну |
2. Дублирующая самотечная из накопительных лотков |
|
3. Окунание в масляную ванну | ||
Давление масла в основной принудительной системе, МПа (кгс/см2) | ||
– на сливе в опорные подшипники | – | 0,3...0,35 (3...3,5) |
– на сливе в щель между ползуном и направляющей ползуна |
– | 0,6...0,65 (6...6,5) |
Габаритные размеры, мм: | ||
– длина | 5 100 | |
– ширина | 3 000 | |
– высота | 4 040 | |
Корпус редукторной части | Литой | Литой или сварной |
Масса, кг | 25 450 | 23 000 |
Мощность, кВт | Частота двойных ходов в мин |
Диаметр поршня, мм |
Идеальная подача, м3/ч |
Предельное давление, МПа (кгс/см2) |
600 | 65 | 130 | 19,7 | 25,0 (250) |
140 | 23,3 | 22,5 (225) | ||
150 | 27,5 | 19,0 (190) | ||
160 | 31,5 | 16,5 (165) | ||
170 | 36,0 | 14,5 (145) | ||
180 | 42,0 | 12,5 (125) | ||
190 | 45,7 | 11,5 (115) | ||
200 | 51,9 | 10,0 (100) |
Конструктивные особенности насоса НБ-600АШ
Буровой насос НБ-600АШ (рисунок 2) состоит их двух основных функционально и кинематически связанных между собой частей: гидравлической и механической.
Механическая часть включает в себя:
- корпус сварной конструкции;
- трансмиссионный вал (рисунок 3);
- кривошипно-ползунный механизм (рисунок 4);
- системы смазки узлов трения (принудительную с подачей масла под давлением шестеренным электронасосом и самотечную из накопительных лотков).
Установка кривошипно-ползунного механизма в корпусе показана на рисунке 5.
Рисунок 2 | Рисунок 3 |
![]() |
![]() |
Рисунок 4 | Рисунок 5 |
![]() |
![]() |
Самотечная смазка является дублирующей и обеспечивает жизнеспособность редуктора насоса в полной мере в случае внезапного отказа механизмов принудительной системы смазки. Контроль параметров потоков масла выполняется контрольно-измерительными приборами. Гидравлическая часть (рисунок 6) включает:
- гидравлический блок (рисунок 7);
- пневмокомпенсаторы входной и выходной;
- систему охлаждения штоков поршней;
- предохранительный клапан диафрагменного типа с датчиком для отключения привода при его срабатывании в момент превышения давления сверх нормативного расчетного значения.
Основные достоинства и отличия бурового насоса НБ-600АШ от бурового насоса УНБ-600
- Детали гидравлической части, как базовые (клапанные гидравлические коробки, упорные винты, пневмокомпенсаторы и т.д.), так и расходные (клапанные и цилиндропоршневые группы, штоки поршней, все виды РТИ) полностью взаимозаменяемы с аналогичными деталями гидравлической части известного бурового насоса типа УНБ-600А.
- Применение в зубчатой передаче шевронного зацепления с узкой технологической канавкой (не более 10 мм) и ионно-плазменного упрочнения поверхности зубьев шестерни позволило при всех прочих равных условиях увеличить долговечность зацепления на 15–17% по отношению к косозубым передачам.
- Шевронная шестерня на трансмиссионном валу съемная и устанавливается с натягом и дополнительно крепится от проворота шпонкой. При полном износе шестерня может быть заменена в паре с колесом без потери базовых деталей. При этом сами валы (трансмиссионный и коленчатый) замены не требуют.
- Конструкции кривошипно-ползунного механизма и трансмиссионного вала позволяют использовать для передачи момента обе стороны зуба колеса и шестерни путем их совместного разворота в станине. При этом общая долговечность зубчатой передачи возрастает на 50...70%.
- Установка подшипниковых опор трансмиссионного и кривошипного валов в корпусе производится в замкнутые кольцевые расточки, что исключает их перемещение под действием переменных нагрузок, а также преждевременное разрушение подшипников.
-
Применение подшипников повышенной грузоподъемности с цилиндрическими роликами в опорах трансмиссионного вала позволило:
- увеличить долговечность опор в 2,5 раза;
- увеличить диаметр выходных концов вала до O190 мм, тем самым полностью исключить их усталостное разрушение от дейст-вия переменных нагрузок;
- обеспечить надежную самоустановку шевронной зубчатой пары.
- Применение принудительной жидкостной системы смазки узлов трения механической части (подшипники, ползуны, направляющие ползунов) увеличивает их срок службы на 15…20% и упрощает техническое обслуживание.
- Конструкции корпуса и крышки полностью исключают утечки масла по их разъему.